Контроль функционирования КСЗИ на предприятии
Контроль в общем виде является одной из основных функций управления, вызванной необходимостью обратной связи между субъектом и объектами управления, для достижения поставленной цели.
Процесс контроля можно разбить на этапы:
- формулирование цели
- формирование стандартов
- разработка критериев оценки
- разработка систем показателей
- проведение процедуры сравнительного анализа
- обобщение полученной информации и корректировка деятельности.
Основные требования к контролю:
- стандартизация;
- простота;
- базирование на реальных целях и объективной информации;
- доступность;
- гибкость;
- комплексность;
- своевременность;
- экономичность.
Цели, виды, задачи контроля
Общие цели контроля:
- уменьшение отклонений от норм и стандартов;
- уменьшение неопределенной деятельности;
- предотвращение кризиса.
Современные виды контроля:
мониторинг – непрерывное поступление информации; контроллинг – оценка экономичности; бенчмаркинг (управленческая процедура, в практику работы организации внедрять технологии, стандарты и методы деятельности лучших организаций – аналогов). Контроль функционирования КСЗИ можно разделить на 2 вида – внешний и внутренний.
Внешний контроль функц. КСЗИ осуществляется гос. органами, или аудиторскими организациями.
Внутренний контроль осуществляется СБ предприятия и подразделением ЗИ предприятия.
Целью контроля является установление степени соответствия принимаемых мер по ЗИ требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов, стандартов, норм, правил и инструкций, выявление возможных каналов утечки и НСД, рекомендаций по закрытию этих каналов.
Основные задачи контроля:
оценка деятельности органов управления по методическому руководству и координации работ в области ЗИ в подчиненных подразделениях; выявление каналов утечки информации об объектах защиты и НСД , анализ и оценка возможностей злоумышленников по ее получению; выявление работ с ЗИ, выполняемых с нарушением установленных норм и требований по ЗИ, и пресечение выявленных нарушений; анализ причин нарушений и недостатков в организации и обеспечении защиты информации, выработка рекомендаций по их устранению; анализ состояния ЗИ в подразделениях, информирование руководства, предложения по совершенствованию ЗИ; предупреждение нарушений по ЗИ и ее носителями. Направлениями контроля состояния ЗИ являются:
контроль деятельности и состояния работ по противодействию ИТР и технической защите; контроль с применением технических средств эффективности мер защиты объектов, информационных; систем, средств и систем связи и управления на всех стадиях их жизненного цикла; контроль эффективности защиты АС обработки информации от НСД, от специальных воздействий на средства ее обработки с целью разрушения, уничтожения, искажения и блокирования инфы; контроль эффективности мероприятий по ЗИ в системах связи, автоматизированного управления; контроль за соблюдением установленного порядка передачи служебных сообщений должностными лицами