Концепция защиты средств вычислительной техники и автоматизированных систем от НСД к информации: Руководящий документ. — М.: Гостехкомиссия России, 1998.
Нарушитель безопасности информации – субъект, случайно или преднамеренно совершивший действие, следствием которого является возникновение и/или реализация угроз нарушения БИ. В контексте АС нарушитель - субъект, имеющий доступ к работе со штатными средствами АС и средствами выч. техники как части АС. Нарушители АС классифицируются по уровню возможностей, предоставляемых им штатными средствами АС. Выделяется 4 уровня этих возможностей. Классификация является иерархической, т.е. каждый следующий уровень включает в себя функциональные возможности предыдущего:
1–й уровень определяет самый низкий уровень возможностей ведения диалога в АС – запуск задач (программ) из фиксированного набора, реализующих заранее предусмотренные функции по обработке информации.
2–й уровень определяется возможностью создания и запуска собственных программ с новыми функциями по обработке информации.
3–й уровень определяется возможностью управления функциями АС, т.е. воздействием на базовое ПО системы и на состав и конфигурацию ее оборудования.
4–й уровень определяется всем объемом возможностей лиц, осуществление проектирования, реализацию и ремонт ТС АС, вплоть до включения в ее состав собственных ТС с новыми функциями по обработке информации.
В своем уровне нарушитель является специалистом высшей квалификации, знает все об АС и ЗИ. Модель нарушителя – его абстрактное (формализованное или неформализованное) описание.
Неформальная модель отражает его практические и теоретические возможности, время и место действия и т.п. Для достижения своих целей Н должен приложить некоторые усилия, затратить определенные ресурсы. Исследовав причины нарушений, можно либо повлиять на сами эти причины, либо точнее определить требования к системе защиты от данного вида нарушений или преступлений. При разработке определяются предположения о:
По отношению к АС нарушители могут быть внутренние (из числа персонала системы) или внешние (посторонние лица). Внутренним нарушителем может быть лицо из следующих категорий персонала:
Посторонние лица, которые могут быть нарушителями:
Весьма опасны так называемые обиженные сотрудники — нынешние и бывшие. Могут: