Основные экономические подходы к созданию системы обеспечения безопасности
Система мер безопасности направлена на предупреждение угроз, выявление, оценку ущерба, обнаружение, локализацию и ликвидацию.
С точки зрения экономики создание системы защиты может осуществится с помощью следующих подходов:
1) Стоимостной – применяется в случае отсутствия существенных ограничений в финансах, сводится к определению стоимости оборудования, установки, обслуживания, эксплуатации и ремонта в течение установленного периода. При этом подходе возможны следующие варианты:
- применение типовых решений, стоимость которых известна по аналогии с подобными объектами. Достигнутый уровень безопасности по основным показателям обычно превышает минимально необходимый.
- проводится расчет показателей безопасного функционирования, определяется перечень мероприятий с последующей оценкой их стоимости.
2) Затратный – применяется при строгой регламентации бюджета на создание системы безопасности, при этом определяются ключевые угрозы, в отношении которых создается система защиты. При этом часть из этих угроз так и остается нелокализованной.
3) Комбинированный – применяется на этапе становления бизнеса, в переходный период при его расширении или перепрофилировании, когда нет возможности в полной мере оценить угрозы будущих периодов. В данном случае система безопасности включает 2 составляющие:
- постоянная, позволяющая воздействовать на нескольких основных наиболее вероятностных угроз, ущерб от которых максимальный;
- переменная - позволяет включать механизмы, минимизирующие последствия от внезапно возникающих деструктивных факторов.
Подход | (+) | (-) |
Стоимостной | - проект превентивно ориентирован на предотвращение потенциального ущерба
- проект нацелен на решение задач в комплексе
- возможность планирования затрат и источников финансирования
- возможность варьировать базовыми показателями
- система защиты носит достаточный характер
- возможность планирования в привлечение необходимого количества ресурсов
- вложение в систему защиты чаще всего рассматривается как инвестиционный проект
- наличие гарантий финансирования и успешного завершения
- более качественное обеспечение
- возможность корректировки проекта в процессе реализации
| - больший по сравнению с другими расходами средств на обеспечение безопасности
- большая сложность расчета базовых показателей
- отсутствие надежного механизма, учитывающего корреляцию между отдельными показателями
- сложность прогнозирования событий, их последствий и изменений в затратах
- требуются более квалифицированный специалисты для реализации проекта
|
Затратный | - самые низкие затраты на безопасность по срав. с др.
- экономия средств
| - проект изначально рассматривается как затратный, нацелен на создание минимально возможного уровня безопасности объекта
- проект нацелен на решение отдельных наиболее важных задач (латание дыр)
- сложность варьирования базовыми показателями
- ограниченность финансирования
- качество оборудования и работ ограничено бюджетом
- возможные перебои с финансированием
|
Комбинированный | - меньшие расходы на систему безопасности по сравнению со стоимостным
- более высокий уровень защиты по сравнению с затратным
- возможность незначительного перераспределения бюджета
| - наличие 2 слабых» систем в существующей системе безопасности
- сложность прогнозирования времени, места реализации угроз, величины возможных потерь
- вероятность потерь от реализованных нелокализованных угроз
- необходимое наличие резерва для компенсации вероятного ущерба
- сложность управления системой безопасности
|
Основные источники финансирования системы обеспечения безопасности ХС
Основные источники финансирования системы обеспечения безопасности хозяйствующего субъекта(ХС) и их характеристика.
Основными источниками являются:
- Собственные финансовые средства (прибыль, амортизационные отчисления (средства в виде денег, направляемых на ремонт или строительство, изготовление новых основных средств), страховые замещения, проценты по акциям и др)
- Средства от продажи основных фондов ( недвижимость, земля, имущество, транспортные средства и пр)
- Средства, полученные от продажи акции
- Благотворительные и иные взносы
- Средства, выделенные финансовой промышленной группой. Финансово-промышленные группы (ФПГ) - совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо объединивших свои активы в целях технологической или экономической интеграции. ФПГ - объединения промышленных предприятий с финансовыми учреждениями на основе установленных между ними отношений экономического и финансового взаимодействия.
- Ассигнование (выделение) из федерального бюджета, бюджета субъектов РФ или местных бюджетов
- Иностранные инвестиции - представляют в форме долевого участия в бизнесе, в форме прямых денежных вложений иностранных государств.
- Различные формы заемных средств (кредиты)
Нормативно–правовое регулирование экономической деятельности в сфере обеспечения безопасности
Нормативные акты группы А (локальные нормативные акты (ЛНА)) создаются на предприятии в целях разъяснения порядка действия в конкурентных ситуациях, регламентация отдельных видов бизнес-процессов, определение системы отношения между работниками, работником и работодателем, должностными лицами предприятия и государством, определяет их права, полномочия, обязанность, ответственность, а также основные критерии оценки результатов какой-либо деятельности.
Нормативные акты группы В должны учитываться при подготовке ЛНА. ЛНА, подготовленные с нарушением требований действующего законодательства считаются недействительными.
В законодательстве РФ говорится только о том, что запрещено, но отсутствуют документы, раскрывающих механизм действия в конкретных ситуациях.
Классификация ЛНА:
- Обязательные ЛНА, отсутствие которых расценивается контролирующими, правоохран. и др. органами как нарушение и влечет за собой санкции. Пример: трудовой договор, положение о защите персональных данных.
- Желательные ЛНА, наличие которых необязательно. Они решают следующие вопросы: регламентация порядка действия в различных ситуациях и детализация вопросов, отражающихся в государственных нормативных актах.